Закрыть гештальт

Довольно часто в настоящее время можно слышать такое, ставшее уже устойчивым, выражение, как «закрыть гештальт», очевидно, имея под этим в виду какие-то действия по завершению чего-то незавершённого, не сделанного вовремя – не высказанных нужных слов, не совершённых вовремя поступков, не прожитых или не выраженных эмоций, чувств, прощению застрявших в душе обид и пр. Даже сериал с таким названием сняли – «Закрыть гештальт».

 

Действительно, у феномена «гештальта» есть подобное свойство – стремление к целостности, завершённости, однако, давайте рассмотрим всё по порядку.
Интересно, что в словаре понятие «Gestalt» (гештальт) означает «образ», «фигуру», «форму», но также и «личность». То есть отражена двойственность – образ как внешняя форма, очертания, и личность – как внутреннее содержимое. Здесь есть и я как личность, и мой образ – как я выгляжу сам для себя и для других.
Что я сам для себя и для других? В чём мой гештальт – целостность, охватывающая и мою сущность, и мой образ? Насколько части этой целостности (как личности, так и внешнего образа) похожи, связаны друг с другом, дополняют друг друга, мешают, противоречат друг другу?

 

Возьмите чистый лист бумаги. Разделите его чертой напополам. Слева сверху напишите «Какой я?» и рядом «+». Справа вверху – «Какой я?» и «-».
В левом столбце напишите три-пять наиболее значимых для вас своих личностных особенностей, качеств, которые являются вашими достоинствами, сильными сторонами, которые помогают вам в жизни и которыми вы можете гордиться.
В правом столбце напишите три-пять своих личностных особенностей, качеств, которые, на ваш взгляд, являются вашими недостатками, слабыми сторонами, явно мешающими вам в жизни, в деятельности, общении.
Переверните листок и наверху по центру напишите «Какой Я?» и в скобках – «другие». Подойдите к кому-либо из своих близких знакомых и попросите его написать три-пять Ваших любых личностных качеств, которое для них имеет большое значение по каким-то причинам, как-то влияют, возможно, на ваше общение, совместную деятельность и т.п.

 

Следующий этап задания. Посмотрите внимательно на все написанные Вами и другими участниками Ваши особенности и подумайте, каким персонажам сказок, фильмов, мультфильмов они свойственны. У вас должно получится три персонажа, три образа – первый, наделённый качествами из колонки «Какой Я? (+)», второй – из колонки «Какой Я? (-)» и третий – из столбика «Какой Я? (другие).

 

Заключительный этап. Итак, вы вспомнили три персонажа, постарайтесь, чтобы они были как можно ярче сейчас в своём сознании, ведь они являются частями вашей личности. Постарайтесь ответить теперь на следующие вопросы:
что делают ваши герои по отдельности?
как взаимодействуют ваши герои?
как общаются ваши герои?
какие чувства вызывают герои?
кому вы отдаёте предпочтения и почему?
что бы вы хотели изменить в героях и почему?

 

Цель этого упражнения заключается в осознании и принятии свои личностных особенностей как ценностей. Насколько они значимы для вас? Иногда метафорические отрицательные герои вызывают симпатию. Почему? Какую выгоду они приносят Вам?
Важна проблема взаимодействия «героев» – взаимодействия черт личности. Конфликтуют они или мирно сосуществуют? Мешают ли они друг другу? Степень их конфликтности определяет наше состояние в целом. В любом случае, важно принять всех «героев» и затем уже искать пути оптимизации отношений между ними.

 

Понятие «гештальт» ввёл Христиан фон Эренфельс в 1890 году, подчёркивая сверхсуммирующий характер восприятия связи единиц.
То есть если рассматривать человека как целостную структуру (гештальт), то он не просто набор качеств, черт, особенностей личности, характера, темперамента, познавательных, эмоциональных процессов и т.д., а сложная система, содержащая все эти элементы, которые в своём единстве, уникальной взаимосвязи и целостности составляют нечто иное, отличное от простой суммы частей. При этом целое может быть важным, части – неважными, и наоборот. Иногда одно качество, один поступок, одно слово может повлиять, пошатнуть, а то и перечеркнуть весь образ человека, который складывался в представлении у других людей годами. А также и поменять самого человека. Наоборот – аналогично. Бывает, смотришь на человека – и какие-то его ошибки, недостатки совсем не замечаешь на фоне его целостного образа.
Да, одна из базовых идей гештальта основана на способности психики к саморегуляции, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Здесь мы как раз подходим к понятию «закрыть гештальт» как стремлению к завершённости, целостности, совершенству. Гештальт рассматривается как интенция, энергия, направленная на удовлетворение потребностей, восполнение дефицита, компенсацию ограничений, восстановление утраченной или так и не сформировавшейся целостности, поиск чего-то нового, творческое взаимодействие с действительностью.

Как простить обиду

Обида – реакция человека на причинённое огорчение, оскорбление.
Порой, она сидит в душе годами, и мы можем даже не вполне её осознавать, но в фоне она будет «съедать» нашу энергию, негативно влиять на состояние, заставлять компенсировать какими-то ненужными на самом деле действиями, например, чрезмерное употребление пищи, алкоголя и пр., и в целом влиять на здоровье.
В работе с обидой важно помнить:
есть «внешняя» обида – причинённая нам от другого человека;
есть «внутренняя» обида – более глубинная, связанная с нашими всевозможными травмами;
обида – это моё чувство, а не моего обидчика (хотя оно и вызвано им), и поэтому прежде всего я ответственен за его дальнейшее существование (ведь обидчик может так и не попросить у меня прощения).

Соответственно, по силе переживания обиды разные:
чужой человек нас обидел – мы можем быстро отделаться от неё, не придав этому особого значения;
если другой человек – это значимый для нас человек, мы переживаем перенесённое оскорбление сильнее, даже если и повода, в общем-то, нет;
если значимый (или не значимый) человек обидел нас, попав при этом в наше больное место, и, хотя мы пытаемся защититься аргументами о полной несправедливости слов или действий обидчика по отношению к нам, – к сожалению, мы здесь оказываемся в ловушке собственных непроработанных травм, дефицитов, и при более глубоком анализе понимаем, что обидчик, может, и прав в отношении какого-либо нашего недостатка, и он, «нехороший человек», сознательно или неосознанно «наступил на больную мозоль».
Главная характеристика обиды – её «тяжесть», «жёсткость», «не гибкость» – как «камень» на душе (мы здесь не говорим об обиде как средстве манипуляции – это отдельная тема). Поэтому главная задача – нужно её «расшатать», чтобы она «рассыпалась», «рассосалась».
«Расшатать» – значит, что-то с ней целенаправленно делать, не давать ей застаиваться.

 

Самые простые способы:
открыто поговорить с обидчиком и выразить свою обиду. Даже если он не поймёт Вас, сам факт выражения обиды – это и есть лекарство. Тем самым Вы заявляете о своих границах и восстанавливаете для самого себя и для него свою целостность (свой гештальт);
нарисуйте свою обиду. Где (в какой части тела) она живёт? Какого она размера, цвета? Какой консистенции и пр. Какие негативные и позитивные функции она выполняет?

 

Вынося энергию обиды в рисунок, Вы делаете её более «мягкой», «податливой», «рассыпчатой», наглядной и Вы постепенно освобождаетесь от неё. В конце можно уничтожить рисунок.
напишите письмо обидчику, в котором выразите все свои эмоции и мысли. Порвите и выкиньте письмо. Эффект почувствуете сразу.
техника «пустой стул». Поставьте перед собой пустой стул и представьте на нём обидчика. Говорите ему и делайте что хотите. Через физическое и эмоциональное напряжение приходит расслабление – освобождение то обиды.
проработайте свои травмы, дефициты, «больные места», связанные с обидой. Здесь лучше воспользоваться помощью психолога. Гештальт – это целостность, в которой все части взаимосвязаны. Используйте обиду как средство для своего анализа и роста.

 

Гештальт как фигура неотделим от фона. В смысле, она выделяется на фоне, но, по сути, неразрывно с ним связана и обусловлена им. Я есть продолжение своей семьи, своего окружения как фона – и во времени, и в пространстве. Я вылепился из этого фона, и поэтому я близок им, похож на них, они дополняют мою целостность.
Как же трудно, а порой и болезненно бывает отделиться от этого знакомого фона и самоутвердиться в совершенно новом качестве – в случае, если ты хочешь этого и пришло время. Каждому решать. Иногда это и не нужно – корни дают мощную опору и поддержку, а иногда – фон как болото, из которого невозможно выбраться без поддержки извне (например, специалиста-психолога) и проявить себя со всем своим потенциалом.
Впрочем, важным является то, что гештальт, будучи целостным феноменом, учит быть в настоящей реальности, то есть здесь и сейчас, хоть от этого и пытаемся мы зачастую сбежать. Какой я здесь и сейчас? Кто я сейчас? Важнее не фон сам по себе, а мои нынешние мысли и чувства по поводу него и моей связи с ним. Значит, гештальт как целостность личности развивает осознанность, возможность выбора и независимость.

 

Поэтому, когда говорят: «он так воспитан, что с него взять» или «детство у него было тяжёлое, и поэтому он такой» и пр. – это лишь обращение внимания к его среде, фону (а не к нему самому) с желанием понять причины его характера или поведения. Гештальтпсихология идёт дальше по пути исследования человека – «а какой он сейчас?», «что он сам думает, чувствует по поводу своего прошлого и настоящего?», «в чём его истинная сущность?», «осознаёт ли он свой настоящий выбор?».

 

И, наоборот, с развитием осознанности укрепляется и полноценно оформляется мой гештальт, я сам. Посредством осознавания я могу выявить отвергаемые части моей личности: какие-то эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять и тем самым восстановить целостность своей личности. Понять, в чём я слаб, эгоистичен, обижен, ограничен, агрессивен. И уже далее более целостно жить – не обрывками, не отрезками, не чужими целями и потребностями, а своими собственными, порой далёкими от ожиданий людей, находящихся в фоне. Осознанно выбирая свои ресурсы и аккуратно обходя недостатки или учитывая их. Тем самым жить в соответствии с самим собой, вместе, а не вопреки.

 

Обретая свой гештальт, я становлюсь более независимым в контакте с другим человеком. Именно, не независимым от другого, а независимым в контакте с другим – то есть не потерявшим свою целостность в отношениях.

 

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, и я – это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — ничего не поделаешь.
Фредерик Перлз, «гештальт-молитва», 1969 год.

 

Порой трудно объяснить, что же такое гештальт, но важно почувствовать. Почувствовать всего себя, свою жизнь и мир вокруг в бесконечном многообразии своих проявлений, граней и целостности.

Владимир Семиков,
член Ассоциации психологов
Ульяновской области,
канд.психол.наук

0

Автор публикации

не в сети 1 день

psiadmin

0
Комментарии: 0Публикации: 243Регистрация: 05-08-2019

Добавить комментарий