Друзья, на Всероссийской неделе родительской компетентности, я принимала участие в роли эксперта. Меня зовут Снежанна Яшина. Я практикующий психолог, телесно-ориентированный психолог, гештальт-консультант, состою в Ассоциации психологов Ульяновской области. Вопросы, которые были рассмотрены, очень важны и с каждым днём становиться, все актуальнее. Тема вебинара:
«Поддержка родителей в условиях неопределённости: как говорить детям о том, что происходит»
Если мы испытываем разочарование от того, что время неопределенности длится дольше, чем мы ожидали, можно говорить о непростом состоянии человека. Ожидание может привести к разочарованию и огорчению. Как мы понимаем слово неопределённость – неполная или не точно установленная ясность информации. Если мы не можем изменить положение дел, не соглашаемся с чем-то, мы можем постараться изменить к этому отношение. Принять условия данной ситуации, что бы быть в ресурсе и помочь своему ребёнку. Ведь детям важно ощущать стабильную почву под ногами – чувствовать себя защищенными, а вот дефицит информации и не понятное состояние взрослых, может сбить их с толку и привести их дезориентированию (это когда ребёнок теряет способность правильно оценивать себя и окружающую обстановку). Поэтому важно, принимать и уважать вовлеченность ребенка, в какие либо темы. Если ваш сын или дочь задают вам “неудобные” вопросы, то родителю необходимо подобрать правильные слова и помочь разобраться в потоке информации.
Лучший способ – аккуратно и бережно попытаться разговорить его. Возможно, где-то там прячется «боль».
“Говорить” или “не говорить” с ребенком о происходящем?
Если вы сами взволнованы, обсуждаете текущую ситуацию в семье, телевизор работает в фоновом режиме и ребенку доступен информационный контент, то ГОВОРИТЬ. Вы не сможете скрыть то, что происходит, ребенок чувствует волнение взрослого и ему надо понимать, почему мама или папа или другой взрослый тревожится, нервничает, плачет.
Содержание того, что говорит взрослый, во многом определяется и возрастом ребенка. Детям раннего возраста и дошкольникам не обязательно говорить слово «война» и показывать пугающие картинки, а можно дать понятие войны. Война- это когда разные страны вступают в противоречия. Слушаем внимательно: какие слова использует ребенок, задавая вопросы. Стараемся отвечать ему так, чтобы он понял вас, не используем слова, которые для него являются новыми или непонятными. Например, вы можете сказать, что: “между странами конфликт (ссора — для маленьких детей). В стране сейчас сложная ситуация, у взрослых не получается договориться мирно.
Люди переживают, некоторые боятся, такое бывает при ссорах. Мы будем верить в то, что взрослые смогут быстрее договориться и все скоро закончится мирно. Мы с тобой сейчас в безопасности, в нашей жизни почти ничего не поменялось. Все мои переживания (слезы) с тобой никак не связаны, знай об этом.”
Более, старшим необходимо объяснить на доступном для них уровне что происходит, а именно не запугивая и не отрицая происходящего.
Как и что говорить детям? Это тоже вопрос. Если вы испытываете сильные эмоции — отложите немного разговор, очень важно его вести в спокойном состоянии. Содержание беседы должно быть направлено не на разъяснение ситуации, правильности или неправильности принятых решений политических лидеров, не на навязывание ребенку вашей точки зрения, или оспаривание другого мнения, а на поддержку.
Ваш Сын или ваша дочь должны вам доверять.
Нужно выстроить доверительные отношения, между ребенком и взрослым, чтобы в случае чего ребёнок знал, что может к вам обратиться и рассказать о своих тревогах.
Даже если вам кажется, что проблемы незначительны, не нужно над ними насмехаться и обесценивать.
Будьте честны со своим чадом.
Если ребенок знает всю ситуацию, то не нужно выкручиваться и придумывать небылицы. Расскажите, как оно есть, но без мельчайших подробностей.
Поговорите про ваши чувства.
Скажите, что все, что он чувствует – это нормально. Если ему нужна поддержка, то окажите ее. Расскажите о своих чувствах и эмоциях. Объясните, почему и в каких ситуациях они у вас возникают.
Тактильный контакт.
Помимо разговора не помешают и объятия с мамой или папой. Если детям снятся кошмары, то разрешите им поспать одну или несколько ночей с вами. Помните, что родители для детей центр вселенной. Они чувствуют нашу заботу и тепло.
Почему важно отвечать на вопросы ребенка? Содержание ответов должно ему показать, что вам можно доверять, что вы для него «безопасны» и сможете его поддержать тогда, когда ему потребуется помощь или поддержка.
Как поддержать себя и детей во время экстремальных событий. А если ребенок заплачет? В процессе беседы принимаем любые эмоции и чувства ребёнка. Если ему страшно, помогаем прожить этот страх.
Если он плачет, не успокаиваем словами: «Не плачь, это не страшно», а находимся рядом с ним и поддерживаем. Слезы в этом случае снижают уровень стресса и помогают пережить то, что невозможно изменить в реальности.
Чем помочь ребенку прямо сейчас?
Стараемся максимально сохранить привычный образ жизни ребенка, посещать секции или заниматься дополнительно дома тем, что ребенок любит делать. Не запрещаем игр, даже если это игра в войну, ведь именно в игре ребенок может прожить тревожную для него ситуацию. Стараемся проводить как можно больше времени с ребенком в спокойной обстановке, избегать эмоционально насыщенных мероприятий. Лучше подойдут: настольные игры, совместное занятие творчеством или приготовление еды.
Как говорить с ребенком о смерти?
Смерть — это неизбежная часть жизни, с которой человек рано или поздно встречается. Понятно, что маленькому ребенку тяжело принять тот факт, что его близкого и родного человека может не стать. Мы прояснили, как сказать ребенку о смерти близкого человека.
Огромное количество упражнений и техник, которые возможно делать вместе с детьми, когда они испытывают напряжение, тревогу в ситуации неопределённости, чтобы легче пережить это время.
Например, упражнение «Воздушный шарик». Это упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
Главное – исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему.