Лариса Шебеко о том, как говорить с детьми о сложившейся ситуации в период пандемии

  А вы уже говорили со своими детьми о сложившейся ситуации в мире и в нашей стране в связи с пандемией? Нет, не просто в присутствии детей между собой взрослыми, а непосредственно со своим ребёнком, обращаясь напрямую к нему?

  Это важно сделать! И вот почему. Мы, взрослые, в попытках справиться с зашкаливающей тревогой совершаем множество действий: получаем информацию о вирусе и эпид ситуации, активно обсуждаем эту тему, надеваем маски, усиленно моем руки, держим дистанцию, изолируемся. А что ребенок?
  А он зачастую со своей тревогой остается один на один. Взрослым кажется, что переживать и тревожиться на этот счёт могут только они, и что дети от этого далеки, ведь за них обо всём позаботятся родители. Но вот что здесь важно понимать!

  Дети также переполнены тревогой, которая поддерживается и усиливается непониманием, отсутствием удобоваримой адекватной их возрасту информации. И то, что для взрослых очевидно, для ребёнка нет. Ребёнок может совсем по-иному понимать элементарные для взрослых вещи и события.  И, чтобы снизить градус своего волнения будет домысливать, до фантазировать там, где недостаточно информации. У детей картина их мира только выстраивается. И любые события, нарушающие привычный уклад, размеренность, приправленные родительской тревогой, создают ощущение его небезопасности. И здесь как никогда важна ваша поддержка. Поэтому Не замалчиваем, не отнекиваемся, не говорим и не делаем вид, что всё в порядке, и ничего не изменилось. Изменилось. И ваши дети это отчетливо понимают, а самое главное чувствуют.

  Если вы скажите, что всё окей, ребёнок вам не поверит, так как он чувствует ваше беспокойство и тревогу относительно происходящего. Это лишь усилит его собственную тревожность, чувство небезопасности и посеет недоверие в ваших отношениях. Здесь важна объективность, честность и поддержка с вашей стороны. Поэтому, даже если нет явных признаков беспокойства и выраженного интереса к этой теме, заводим с ребёнком разговор. Выбираем подходящее время, место, ровное эмоциональное состояние, садимся и спрашиваем, что ребёнку известно о том, почему он не посещает сад, школу, почему его не берут больше в магазин, он меньше гуляет или не выходит на улицу вообще, и что это за такой корона вирус, которого боятся во всем мире?
Позвольте ребёнку выговориться. Выслушайте его очень внимательно столько, сколько понадобится. Не торопитесь уточнять, объяснять, задавать вопросы. И только после того, как ребёнок поделится, опишите ему ситуацию, дополните картину доступными, понятными ему словами.

  Чем младше ребёнок, тем проще должны быть слова. Задача разговора – уменьшить степень неопределенности, внести ясность. Не игнорируйте способность детей чувствовать! Делайте предположения о возможных переживаемых им сейчас чувствах. Но не стоит спрашивать таким образом: «Что ты чувствуешь из-за всего этого?», «О чем беспокоишься?», особенно у маленьких детей. Они плохо ориентируются в своих переживаниях, и зачастую не умеют о них говорить. Лучше сами называйте предполагаемые чувства, например: «Ты сейчас взволнован, испуган, возможно, не доволен ограничениями…». Если у него по-другому, он вам скажет. Это поддержит доверительную безопасную атмосферу общения и поможет разговорить ребёнка. Поделитесь обязательно своими чувствами, но это не должно быть также, как если бы вы делились с подругой, мужем, коллегой.

  Помните, вы делитесь с тем, кто меньше вас понимает и знает про эту жизнь. Можно сказать следующее: «Я беспокоюсь из –за сложившейся ситуации, она для меня новая, и нужно время, чтобы к ней приспособиться. Я понимаю, что у тебя много чувств по этому поводу. Я уверена, что всё будет хорошо, мы справимся. Для этого мы все предпринимаем меры: чаще моем руки, не выходим на улицу без необходимости, не встречаемся с друзьями, не берем тебя в магазин… Это всё нам поможет победить вирус. Неизвестно пока, когда это закончится, но обязательно закончится. Сейчас всё для этого предпринимается».

  О чем беспокоится ребёнок? Может ли он заразиться. А мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Откуда этот вирус взялся. Как мы будем с этим справляться. Проговорите всё это.И обязательно скажите, что он может задавать вам любые вопросы, вы рядом и позаботитесь о нём и о себе. Вы можете что-то не знать. И это нормально. Можно так и сказать: «У меня сейчас нет ответа на твой вопрос, но как только я узнаю, то обязательно с тобой поделюсь». Если ребенок – дошкольник, младший школьник, поиграйте с ним в этот вирус, нарисуйте его, сочините историю про него, дайте выход страхам ребёнка относительного всего происходящего. В помощь вам я прикрепляю замечательную красочную иллюстрированную книгу Мануэлы Молиной, доступно и интересно знакомящую ребенка с корона вирусом, и помогающую поговорить с ним о его чувствах и переживаниях.

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

psiadmin

0
Комментарии: 0Публикации: 61Регистрация: 05-08-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *